CD, DVD, MP3 || Книги || Дизайн || Звукозапись || Тиражирование || Организация мероприятий
izba records - Музыкальное издательство
карта сайта
 ИЗДАТЕЛЬСТВО
Новости
О нас
Контакты

 ЭТНО–ЖИЗНЬ
Афиша
События
Интервью
Статьи

 КАТАЛОГ
Ансамбли
Организации
Издательства
Обучение

 ЛАВКА НЕ РАБОТАЕТ

 УСЛУГИ
Дизайн
Звукозапись
Тиражирование

 ДРУЗЬЯ
Обмен ссылками

el-diz
izba records
ОРГАНИЗАЦИИ
Фонограммархив института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук

Единственный в России фольклорный Фонограммархив Института Русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук был учрежден в начале XX столетия как Фонографический архив Первого Славянского Отделения Библиотеки Императорской Академии Наук по инициативе ее директора, академика А.А. Шахматова. Первым хранителем и заведующим Фонографического архива БАН стал магистр филологии Э.А. Вольтер. Основу фонда Фонографического архива составили записи образцов фольклора славянских народов России и Восточной Европы, собранные в фольклорно-лингвистических экспедициях А.А. Шахматовым, Э.А. Вольтером, Н.С. Державиным и другими учеными.

После длительной консервации (с 1917 года) фонды Фонографического архива были объединены с обширной фонотекой Музея Антропологии и Этнографии, включавшей фольклорные и диалектологические звукозаписи народностей Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии; материалами Фоно-архива Государственного Института Истории Искусств, а также звуковыми коллекциями Ленинградской Государственной Консерватории.

Возглавил объединенный Фонограммархив доцент Ленинградской Консерватории Е.В. Гиппиус. Таким образом, к концу 30-х годов Фонограммархив стал обладателем обширного и разнообразного фонда фольклорных звукозаписей от более чем 100 народностей. Однако основная часть рукописных материалов собирателей оставалась в архивах исходных учреждений.
В эти годы широко развернулась научная и собирательская деятельность его сотрудников, продолжающаяся до настоящего времени.

В 1939 году Фонограммархив передан Институту русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, где существует и по сей день.

В отличие от профилированных внутриведомственных фонотек, Фонограммархив имеет обеспеченный режим постоянного государственного хранения коллекций. Это создает предпосылки для приема извне крупных собраний звукозаписей и, таким образом, определяет централизующее научно-отраслевое положение Фонограммархива. При введении передаваемых коллекций в основной фонд предусматривается сохранение авторского права фондообразователя.

Наряду с записями русского фольклора, составляющими основную часть коллекций Фонограммархива, в его фондах широко представлены звуковые материалы различных наций и народностей, проживающих на территории России (шире – Российской Империи). Таким образом, специфика Фонограммархива заключается не только в большом количестве материалов (около ста пятидесяти тысяч единиц хранения), в разнообразии его фондов, сформированных на протяжении почти 100 лет.

Объединение фондовых материалов в коллекции осуществляется на основе смешанных принципов. Чаще всего коллекция отражает результаты одной фольклорной экспедиции. Реже – коллекция мемориального характера демонстрирует результаты собирательской деятельности одного ученого. Основные коллекции Фоногроаммархива к настоящему времени имеют полное научное описание.

Звуковые материалы Архива могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Записи, выполненные на фонографических валиках (конец XIX – 50-е годы XX века, самая ранняя из них датируется 1889 годом). Среди них коллекция Е.Э. Линевой (Русский Север и Средняя Россия), записи академика Н.С. Державина от болгар-колонистов, материалы, записанные В.И. Йохельсоном в Сибири и на Дальнем Востоке, записи О.Э. Озаровской на Пинеге и Кулое, материалы комплексных экспедиций Государственного Института Истории Искусств (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора). Особый интерес представляют уникальные записи Е.Э. Линевой от молокан и духоборов в Закавказье, коллекции В.М. Жирмунского, Л.Р. Зиндера и Э. Иогансена (фольклор немцев Поволжья и Санкт-Петербурга), среднеазиатские записи С.Г. Рыбакова, осетинские коллекции Б.А. Галаева и фольклор грузин-гурийцев в записях Э.Т. Эмсгеймера и И.Д. Мегрелидзе. Особого упоминания заслуживает коллекция Ю.И. Блока, включающая в себя уникальные звукозаписи выдающихся деятелей русского и мирового искусства конца XIX – начала XX века. Среди них – записи П.И. Чайковского, Л.Н. Толстого, А.Г. Рубинштейна, С.И. Танеева, И. Гофмана, Э. Петри, А.С. Аренского, А.Н. Есиповой, Л.Д. Донского, М.Н. Климентовой-Муромцевой, Я. Хейфеца, А.А. Брандукова, А.П. Ленского, А.И. Южина-Сумбатова. По технике звукозаписи к фоноваликам примыкают записи, выполненные на восковых дисках Эдисона в 1930 – 1950 гг.

2. Записи, выполненные на бытовых и репортерских магнитофонах (с 1950 -х годов по настоящее время). Среди них материалы экспедиций ИРЛИ на Мезень, Печору, Кулой, в Костромскую, Пермскую, Горьковскую, Астраханскую, Смоленскую области, в Карелию и в районы русско-белорусско-украинского пограничья.

3. Высококачественные стереофонические звукозаписи на профессиональной аппаратуре (с 1970-х годов по настоящее время), выполненные от выдающихся аутентичных исполнителей и этнографических коллективов.

Архив располагает техническим оборудованием и высококвалифицированными специалистами, производящими реставрацию старых звукозаписей непосредственно в лаборатории. К 1990 году
закончен перевод фонографических звукозаписей на магнитную ленту. Создан страховой фонд копий на металлических матрицах, обеспечивающий долговременную сохранность звукозаписей. Ведется работа по цифровой реставрации архивных фонограмм.

Непреходящая научная и культурная ценность Фонограммархива обусловили его значение как источникового центра, содержащего богатейшие материалы для исследований и публикаций. Издание материалов в серии «Памятники народного творчества», ежегоднике «Русский фольклор» и периодическом издании «Из истории русской фольклористики» постоянно вводят в научный оборот новые материалы.

В период с 1983 по 1995 гг. осуществлялся выпуск серии грампластинок «Из собрания Фонограммархива Пушкинского Дома». Альбомы снабжены полными текстами и нотной транскрипцией.

выпущено в свет:

Юрий Щербаков. Парень в кепке
Юрий Щербаков
«Парень в кепке»

За речкою огни горят
«За речкою огни горят»
Исторические концерты
Фольклорной комиссии

«На Петра хлеб пекла» Исторические концерты Фольклорной комиссии
«На Петра хлеб пекла»
Исторические концерты
Фольклорной комиссии

Андрей Варфоломей и группа Переход - Ветер Тивери
Андрей Варфоломей
и группа Переход
«Ветер Тивери»

ансамбль Старина - На горах снежки не потаяли...
Ансамбль Старина
«На горах
снежки
не потаяли...»

ансамбль Улица - Сквозь тишину деревенских улиц
Ансамбль Улица
«Сквозь тишину
деревенских улиц»

ансамбль Воля - Я гуляла весело
Ансамбль Воля
«Я гуляла весело»

ансамбль Бузулук - Гордись, русская слава - izba records
Ансамбль Бузулук
«Гордись, русская слава»

ансамбль села Хмелевое - Южнорусское песенное искусство
Ансамбль села
Хмелевое
«Южнорусское
песенное искусство»

Ансамбль Хуторянка - «Как над яром было, над ярочком...»
Ансамбль Хуторянка
«Как над яром было,
над ярочком...»

Закрома Русской Души «Масленица»
Закрома Русской Души
«Масленица»

ансамбль Русская музыка - Счастливая путь дорожка
Ансамбль
Русская музыка
«Счастливая путь дорожка»

Кошелева Лукерья Андреевна - Песни села Линово. Часть 1
«Песни села Линово
Часть1»

другие CD >>>


Дизайнер Иванов
Канал Myspace – Izba records
Мы в контакте – Izba records
Youtube канал Izba Records
Живой журнал – Izba records
© 2005–2020
Музыкальное издательство
IZBA records  
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на IZBA RECORDS обязательна.
для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт www.izba-rec.com
счетчик